В специальной литературе процесс поиска
работы представляют последовательностью определенных стадий
активной деятельности соискателя. Обобщая различные подходы
можно предложить следующие стадии поиска работы:
1) стадия выработки цели (что я хочу,
что я могу и что для этого нужно).
2) стадия разработки представительских
документов – резюме, рекомендаций, характеристик.
3) стадия определения (выбора) основных
способов поиска работы (стратегии поиска).
4) собеседование с работодателем.
В процессе поиска работы перечисленные
стадии проходит практически каждый соискатель. Другое
дело, что одни осознают это и, соответственно, планируют,
организуют свои действия, другие действуют спонтанно.
Определение того «что я хочу», «что я
могу» есть не что иное, как определение сферы своей профессиональной
деятельности. Для специалиста с высшим образованием сфера
профессиональной деятельности обусловливается полученной
специальностью, специализацией и квалификацией. Поэтому
первая стадия поиска работы для молодого специалиста практически
начинается с учебной деятельности в вузе.
Учебная деятельность – деятельность субъекта
по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию
обучающегося в процессе решения учебных задач, специально
поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля
и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку (См.:
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2000).
На этой стадии будущему специалисту важно
обратить внимание на выбор специальности и специализации,
а также на формирование профессиональной компетенции по
выбранной специальности и специализации.
Под профессиональной компетенцией понимают
совокупность следующих факторов: знания, навыки, способы
общения (См.: Стратегическое управление персоналом в условиях
эффективной организационной культуры. М., 2004. С. 153).
Знания – профессиональные и общекультурные
знания, являющиеся результатом, полученного личностью
образования.
Навыки понимаются как опыт, который получает
человек, применяя знания на практике.
Способы общения – умение профессионально
вести себя, выполняя ту или иную функцию.
Формирование профессиональной компетенции
является одной из основных задач учебной деятельности.
В связи с этим студенту (будущему специалисту) важно обращать
внимание на такие аспекты учебной деятельности, как саморазвитие,
самоконтроль и самооценка. Каждая специальность, специализация
предполагает минимальные требования к профессиональной
компетенции и предопределяет выбор места работы (если
конечно молодой специалист желает работать по получаемой
специализации).
Например, в Тюменском государственном
университете в рамках специальности «Финансы и кредит»
предусмотрено шесть специализаций: «Банковское дело»,
«Государственные и муниципальные финансы», «Оценка собственности»,
«Рынок ценных бумаг и биржевое дело», «Страхование», «Финансовый
менеджмент». Так, специализация «Банковское дело» изначально
предопределяет потенциальных работодателей – финансово-кредитные
организации. Дело состоит лишь в выборе стратегии поиска
подходящего банка.
Иная ситуация относительно специализации
«Рынок ценных бумаг и биржевое дело». Специалисты этой
специализации могут работать в инвестиционных банках,
отделах ценных бумаг иных коммерческих банков, страховых
компаниях, брокерско-дилерских компаниях, паевых инвестиционных
фондах, в негосударственных пенсионных фондах и других
организациях. Здесь необходимо выбрать конкретный вид
организации или выбрать стратегию, охватывающую весь спектр
перечисленных организаций.